Как фотографировать на Canon R5 Mark 2 с советской оптикой?
Решил посмотреть, как себя ведёт советская оптика (например, Гелиос-44М-4) на современных беззеркальных камерах Кэнон, попутно написал гайд для тех, кто впервые использует ретро объективы на БЗК.
Приятного просмотра!
Шаг первый — выбор переходника.
Чтобы накрутить винтажную оптику на R5 Mark 2 или на другую камеру из линейки R, сначала нужно найти информацию о типе крепления (байонета) выбранного объектива. Советские линзы преимущественно крепятся на M42, реже — на M39, А, Б. Чтобы не прогадать, введите в Гугл (Яндекс, Bing, либо нейросети) запрос с точным названием фотообъектива и поищите для него переходник на Canon R.
Для Гелиос-44М-4 подойдёт байонетный адаптер M42 на Canon RF. В сентябре 2025 года переходник стоил от 2000 до 3500 рублей.
Закрепите адаптер на советском объективе, затем накрутите его на фотокамеру.
Альтернативный способ пригодится фотографам, использующим как RF, так и EF.
Если у вас есть адаптер EF-EOS R и вы хотите накрутить на БЗК старинный Гелиос, купите переходник M42 для Canon EOS без чипа. На момент написания поста он стоит от 250 до 500 рублей. Нацепите переходник M42 на механический объектив, присоедините его к адаптеру EF-EOS R (со стороны EF), затем накрутите конструкцию на R5 M2.
Стоит отметить, что этот вариант подойдёт тем, кто уже использует кэноновскую оптику для зеркальных фотокамер, либо планирует её купить! Для всех остальных это невыгодно, поскольку с учётом переходника на EF общая стоимость композитного набора превысит 10-13 тысяч рублей. Это намного дороже, чем покупка адаптера для системы RF. А ещё камера может не распознать сложные соединения, не реагировать на кнопку спуска. Впрочем, у этой проблемы есть лёгкое решение, о котором я тоже расскажу!
Шаг второй — настройка Canon R5 Mark 2 для съёмки с ретро оптикой.
Если вы используете адаптер M42 для Canon R и камера распознаёт подключенный объектив (воспринимает, что на байонет накручена рандомная мануальная механика), можно сразу приступать к фотосъёмке. Желательно перевести камеру в режим М (мануальной съёмки), чтобы настраивать все параметры вручную и не сталкиваться с багами!
Если вы используете композитные решения, либо Canon R5 Mark 2 не может распознать советский объектив (в этом случае отображается диафрагма F00, а нажатие на кнопку спуска ни к чему не приводит, так как электроника не понимает, что на байонете что-то есть), зайдите в меню камеры, найдите раздел «Различные настройки/Сброс» (находится в четвёртом подразделе под иконкой с фотоаппаратом, расположенной около пиктограммы со звёздочкой в правом углу экрана), затем активируйте в нём опцию «Спуск затвора без объектива». Для этого нужно нажать на неё и перевести в режим «Включено».
Снимок с точным расположением опции добавил в галерею, расположенную ближе к концу страницы. Если вы не можете найти настройку, посмотрите на фотографию.
После вы сможете использовать советскую оптику на Canon R5 M2, когда камера её видит, но не распознаёт!
Ещё рекомендую проверить соединение между камерой и адаптером. В некоторых случаях глюки с распознаванием могут возникать из-за загрязнения контактов, либо из-за того, что переходник не был зафиксирован в байонете.
Ниже прикрепляю галерею с примерами фотографий с фигуркой Рафталии из аниме «Восхождение героя щита», сделанных в домашних условиях. Во время съёмки использовал только простые фоны, естественный свет, камеру R5 M2 в связке с Гелиос-44М-4. Фотографировал на открытой диафрагме, чтобы показать максимальную степень размытия и то, какие фото вы сможете получить с помощью бюджетной советской оптики!
Помимо кукольных снимков, добавил фото техники со стороны, а также кадр с экраном фотоаппарата для демонстрации изменённой настройки спуска камеры.
Базовые советы по съёмке на советскую оптику и БЗК R5 M2
Рекомендую использовать монитор фотокамеры, чаще приближать точку, на которой вы сфокусировались, просматривать сделанные кадры. Хотя это максимально банальные идеи, они могут помочь вам уменьшить количество брака ещё на этапе фотосъёмки!
Не бойтесь переключаться на быструю, либо очень быструю серийную съёмку, если фотографируете на минимальной дистанции и открытой диафрагме, особенно если объект мелкий и находится в движении! Это увеличит ваши шансы попасть в цель, пусть и ценой дополнительных «мусорных» кадров.
В большинстве случаев можно использовать электронный затвор, чтобы не беспокоиться о ресурсе фотоаппарата.
Удачных экспериментов!
Пригодилась статья?
Буду рад любым проявлениям благодарности, начиная от отзывов на сайте и заканчивая чтением заметок в блоге, подпиской на Telegram, репостом публикации с указанием ссылки на сайт автора или регистрацией на Wfolio по моему промокоду!
Блог
